Пермь °
92,26
99,71
04.05.2016

Клинок Победы: нож бойцов Уральского танкового корпуса, о котором сложили песню

Про чёрные ножи, которыми были вооружены добровольцы Уральского танкового корпуса, на фронте сложили песню — и первый её исполнитель жив!

92-летний профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Иван Пантелеевич Мозговенко в День Победы поднесёт свой кларнет к губам и сыграет знаменитый марш Уральского добровольческого танкового корпуса. Ноты будут звучать так же бодро, как в 43-м, когда перед боевым крещением эту музыку впервые услышали бойцы. Иван Мозговенко тогда служил в военном оркестре.

mozgovenko_0

— У нас был даже свой красноармейский джаз, — рассказывает ветеран. — Добровольческий корпус был уникальным — все танки, всё оружие были куплены уральцами на свои деньги. От других частей мы отличались тем, что носили финки. Их и воспели в сочинённом на фронте гимне корпуса. А наша солистка Роза Нотик ещё и песню «Чёрные ножи» написала…

Строчки из той песни знал каждый боец:
«Мчатся танков уральских громады,
Вражью силу бросая в дрожь.
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!»

Иван Мозговенко тоже носил на ремне такую финку. Музыканты добровольческого корпуса в тылу не отсиживались — в бой ходили вместе с танковым десантом.

БИТВА

Первым сражением для бойцов корпуса стала битва на Курской дуге. Потери оказались страшными — каждый второй был убит или ранен. Враги были поражены храбростью и стойкостью уральцев. Немцы прозвали их «шварцмессер панцер дивизион» — танковая дивизия чёрных ножей.

После Курской битвы, пока корпус был на переформировании, музыкантов отправили с фронта в командировку на Урал.

— Мы выступали на заводах, в клубах, в госпиталях, — вспоминает Мозговенко. — Побывали и в Молотовоской области. Много раз на бис играли марш корпуса, исполняли песню «Чёрные ножи», они для пермяков были словно письма с фронта. А потом мы вновь уехали сражаться с фашистами. Освобождали Украину, штурмовали Берлин, Прагу. Войну я вместе с родным Уральским корпусом закончил на Эльбе, там в апреле 1945-го мы встретились с американскими войсками. А Иван Овчинин, написавший музыку для песни о чёрных ножах, до победы не дожил, погиб в Венгрии…

Ансамбль

Музыканты добровольческого корпуса в тылу не отсиживались — в бой ходили вместе с танковым десантом

Иван Пантелеевич Мозговенко стал всемирно известным музыкантом, народным артистом России. Он кавалер многих орденов, но с особой гордостью носит знак ветерана Уральского добровольческого танкового корпуса: «Я один из последних его бойцов. На войне мы все мечтали о мире…».

МУЗЕЙ

В Пермском краеведческом музее хранится три экземпляра чёрных ножей, принадлежащих бойцам Уральского гвардейского добровольческого танкового корпуса.

— В числе девяти тысяч бойцов этого соединения было много пермяков, — объясняет мне научный сотрудник музея Лев Ощепков. — На фабриках и заводах, в учебных заведениях, в колхозах туда отбирали самых лучших. Ножи, которые носили бойцы корпуса, изготовил Златоустовский инструментальный комбинат. На каждом есть треугольное клеймо «ЗИК 1943».

Чёрные ножи

Клинки не номерные, стандартного типа «нож разведчика». Такие в Красной армии с 1940-го выдавали сапёрам, разведчикам, а позже и автоматчикам. В отличие от других частей ножи получили абсолютно все бойцы Уральского танкового корпуса.

Рукоятки и ножны были деревянные, покрытые чёрным лаком. Рукоять удобная, от крови не скользила и рука на морозе не мёрзла. В рукопашных схватках клинок запросто пробивал толстую одежду. И в солдатском быту такая финка была полезной, натачивали их бойцы так остро, что можно было бриться. Есть варианты ножа офицерские, с никелированными металлическими деталями ножен и рукоятки. Один из таких преподнесли Сталину — ведь добровольческий танковый корпус носил его имя.

Уральцы гордились своими чёрными ножами, пожалуй, даже больше, чем гвардейскими значками. Ведь ни одно из других гвардейских соединений не могло похвалиться тем, что все его бойцы носили на поясах финки. И это оружие стало одним из символов Победы. Уже после войны, встречаясь 9 мая, ветераны корпуса дружно пели: «Нам не зря подарили кинжалы — чтоб фашисты боялись их!».

Григорий Петров