Пермь °
92,26
99,71
05.08.2016

Олег Постников: «Надеюсь, период ремесленников на радио пройдёт»

Легенда пермского эфира, ведущий «Радио Максимум — Пермь», ныне совладелец ООО «Серебряный дождь — Пермь» Олег Постников рассказал газете «Пермская трибуна» о становлении музыкальных радиостанций в городе.

«МВ» публикует интервью в сокращении.

Олег, благодаря чему появилось «Радио Максимум — Пермь»?

— В Перми на улице Горького, 18 существовал Институт фоновой музыки. Думаю, это было единственное подобное учреждение в стране. Суть его работы сводилась к тому, чтобы подобрать наиболее оптимальную музыку для прослушивания в цехах на предприятиях фоном для повышения производительности труда рабочих.

Именно у сотрудников этого института родилась идея создания музыкальной радиостанции. Все они ездили по миру и более-менее знали, что сегодня звучит в эфире за рубежом. По инициативе сотрудников института Михаила Эйдельмана и Юрия Шкляра в 1990 году появилась станция «Авторадио». В эфире станции в основном звучали авторские программы и обычная музыка без комментариев. Но видение будущего радиостанции у учредителя в лице Госавтоинспекции и программных авторов из института разошлось.

После этого господа Эйдельман и Шкляр искали партнёров для создания новой радиостанции. В тот же момент редакция газеты «Московские новости», с которой пермякам удалось наладить взаимоотношения, также решилась создать радиостанцию. Они уже нашли американских партнёров в лице StoryFirst Communications. Изначально американцы планировали сотрудничать только с Москвой и Петербургом, но пермяки убедительно заявляли, что тоже хотели бы поучаствовать в этом проекте. В итоге 3 января 1992 года «Максимум» начало вещание в Москве, и почти сразу станция появилась и в Перми.

Как вы попали на «Радио Максимум — Пермь»?

— Я всю жизнь интересовался музыкой, но достать в советское время хорошую иностранную музыку было сложно. Новинки могли появляться в Перми с задержкой в годы. Поскольку поток современной музыки был довольно ограничен, то все увлечённые ею люди в городе знали друг друга. Кстати, в Перми в 80-х и в начале 90-х существовал рынок пластинок. Звуковые носители приобретались здесь не для того, чтобы их перепродавать, а чтобы иметь возможность обмениваться ими. Кроме этого, в городе жил легендарный Слава Уваров, у которого был собственный канал поставок музыкальных носителей в Пермь, но исключительно на продажу.

При этом я всегда был потребителем (в хорошем смысле слова). Мне хотелось первым получать доступ к хорошей музыке и делиться ею с друзьями. Тот, кто этого хотел просто не мог не оказаться на «Радио Максимум» в то время.

Интерес к музыке был единственным мотивом стать радиоведущим?

— Для меня всегда важно приобщаться к чему-то новому, тем более, если есть возможность делать это с друзьями. На момент появления первых музыкальных радиостанций в Перми я работал заместителем главного технолога предприятия, которое сегодня называется «Морион». Но мне захотелось чего-то нового, поэтому в течение полутора-двух лет я совмещал свою основную работу с работой на радио. Садился вечером на трамвай №12 и ехал практически от одной конечной остановки до другой. За время в пути я готовился к эфиру, прописывал свой выход. Ведь тогда было большой проблемой найти информацию о группе или исполнителе, чью песню нужно анонсировать в эфире. Спасало неплохое знание английского и музыкальные журналы, которые нам присылали учредители.

Чем сегодня стала работа на радио, на ваш взгляд?

— Увы, но мне кажется, что сегодня эта профессия превратилась в ремесло. Поскольку с радио уходят яркие звёзды. Их переманивает к себе телевидение, ведь человеку с экрана попросту больше платят. Поэтому, надеюсь, что ситуация изменится и период ремесленников пройдёт.

Можно сказать, что «Радио Максимум — Пермь» было местом концентрации таких звёзд?

— Да, это действительно так. Тут можно говорить на конкретных примерах. Саша Гриценко пришёл из армии, послушал наш эфир и понял, что хочет к нам. Он стремился стать звездой, и у него это получилось. Сейчас он работает программным директором Comedy Radio в Москве.

Олег Ощепков был журналистом в краснокамской газете. И я до сих пор помню его демозапись, которую он прислал на кастинг. Уже по ней было понятно — это творчески одарённый человек. Что подтверждает и его дальнейшая карьера в качестве регионального министра культуры и директора успешного рекламного агентства.

Один из учредителей и первых директоров «Радио Максимум — Пермь» Михаил Эйдельман сегодня работает в агентстве, которое занимается исследованиями в области радиовещания и созданием радиостанций по всему миру с головным офисом в Австралии.

То есть люди, стоявшие у истоков «Радио Максимум — Пермь», действительно достигли немалых высот в жизни, реализовав свой потенциал и амбиции. Для всех это стало возможностью заявить о себе.