Пермские продавцы одежды оценивают прошлый год не очень оптимистично — продажи остались на уровне 2017 года. Спрос падает, покупатели все больше уходят в онлайн, рост цен сдерживать все труднее. Чтобы удержаться наплаву, ритейлерам придется, скорее всего, пожертвовать своей прибылью. Эксперты фэшн-ритейла рассказали, как оптимизируют убытки, когда подорожает одежда и почему теперь для покупателя цена — это главное.
Продавцы оценивают прошедший год не очень оптимистично — продажи остались на уровне 2017 года. Особенно серьезно «просели» сегменты средний и средний минус.
-Похвастаться продажами в 2018 году не получается. Некоторые магазины не выполнили цифры 2017 года, – говорит замдиректора ООО УК «Столица Пермь» Анастасия Долматова.
Осенне-зимний сезон выдался тяжелым практически у всех фэшн-ритейлеров: и у премиальных марок, и у масс-маркета.
-Это можно было заметить по непрекращающимся и ставшими уже обыденными «Черным пятницам», которые длятся неделю, акциями, распродажам. Понятно, что от хорошей жизни предприниматели этого делать не будут, не будут заниматься благотворительностью, – говорит представитель команды предпринимателей, развивающий бренды одежды премиум-класса и сегмента «средний плюс» в Перми, пожелавший остаться анонимным.
Насколько подорожает одежда и обувь
Колебания курса валют, повышение ставки НДС с 18 до 20% повлечет за собой рост цен на одежду и обувь в этом году. По данным РБК, одежда и обувь в премиальном сегменте может подорожать на 10-20%, масс-маркет – на 5-10%. По оценке экспертов, это еще больше снизит покупательскую способность горожан.
-Рынок сужается и спрос падает, это общая тенденция, которая видна не только по товарам повседневного потребления, но и по продажам одежды, – говорит управляющая торговым центром премиум-класса «Галерея» Елена Денисова.
Психологически приемлемая цена для покупателя одежды сегмента премиум – это 7-10 тысяч рублей на обувь, и 15-20 тысяч на одежду. В этом сезоне такой ценник встречался даже в магазинах брендов, которые всегда считались масс-маркетом. Чтобы удержать цены, продавцы будут жертвовать своей маржинальностью, либо закупать недорогие, но менее качественные вещи.
Как отмечают эксперты, ухудшение качества в угоду цене не всегда идет на пользу имиджу премиум-марки.
-Дальнейшее повышение цены товара приводит к его невостребованности, либо он будет лежать до сезона распродаж. Программы лояльности и акции зачастую уже не срабатывают. Покупатель стал настолько чувствителен к цене, что отвлечь человека от высокого ценника практически невозможно, все научились считать деньги», – говорит собеседник издания из команды, развивающей магазины одежды ценовой категории «средний плюс».
По его словам, покупатель стал придирчив, избирателен, избалован скидками, широким ассортиментом предлагаемого товара. Покупки совершаются редко, не с первого раза, люди долго думают.
Офлайн-магазины превращаются в примерочные
Интернет-магазины обуви и одежды в ушедшем году стали еще более весомыми конкурентами обычным магазинам, даже в сегменте «средний плюс». «С ростом объемов продаж онлайн торговли, теряется смысл офлайновых магазинов. Они превращаются в примерочные, в которых покупатели принимают решения о заказе вещей в интернете. Работа продавцов становится бессмысленным действием, выручки нет, нет возможности заказывать новые коллекции, вовремя привозить товар, платить аренду за торговые площади», – говорит источник издания.
Ценовая политика онлайн магазинов направлена на то, чтобы любыми способами и скидками заманить покупателя, чего не могут позволить себе делать обычные магазины, в силу требований брендодержателей и соблюдения общей ценовой политики. Не все покупают в интернете, но с каждым годом таких пользователей становится все больше. Продавцы надеются, что введение пошлин на товары, приобретенные россиянами в зарубежных онлайн-магазинах, немного снизит отток покупателей из офлайн магазинов.
Как магазины будут поддерживать продажи
Роста цен в сегменте масс-маркета стоит ожидать уже в первом полугодии, после распродажи коллекции осень-зима 2019. По прогнозам Анастасии Долматовой, повышение будет не скачкообразным, а постепенным. Причины — рост арендной ставки, повышение НДС, нестабильность курса рубля.
Предпосылок к росту продаж одежды в этом году нет из-за снижения покупательской способности горожан, их «закредитованности», роста стоимости продуктовой корзины. Продавцы масс-маркета готовятся к тому, чтобы сохранить уровень прошлого года. Один из инструментов поддержания продаж — распространение практики кредитов на покупку одежды.
-Кредиты в магазине, торгующем в сегменте средний минус, на покупку юбки, кофты или пальто сейчас – естественная история. Также как покупка новогодних платьев по цене 2,5-3 тысячи рублей в рассрочку, – отмечает Анастасия Долматова. Кроме того, поддерживать интерес к покупке магазины будут через акции, программы лояльности, рекламу.
Удержаться наплаву
Пермские магазины премиального фэшн-ритейла также в большинстве своем нацелены не на развитие, а на сохранение маржинальности, которая у них есть сегодня. «Им приходится корректировать свои планы, ассортимент и затраты, искать по возможности более дешевые бренды. Люкса у нас почти не осталось», – говорит Елена Денисова. Она отмечает, что спрос на премиальную одежду есть, но он невысокий. Поэтому продавцы ищут способы оптимизировать текущие затраты через более тщательный закуп новых коллекций и работу с остатками.
Тем не менее, есть предприниматели-оптимисты, которые верят в успешные проекты. Эксперты говорят, что новые магазины одежды в Перми будут открываться, но не так часто, как раньше. Возможно, на рынок зайдут новые федеральные операторы – все будет зависеть от общей экономической ситуации в стране.