Пермь °
92,26
99,71
22.06.2016

«Крепитесь, товарищи»: репортаж из колонии для пожизненно осуждённых

Спецкор «МВ» Анна Букатова начинает серию репортажей из своей поездки в одну из самых легендарных колоний России — «Белый лебедь».

Десятки чаек, вьющихся над центральным входом и линией ограждения, — это первое, что ты видишь, приезжая в «Белый лебедь». На секунду ты теряешься, не понимая, что они тут делают. Охватывает какое-то мистическое предвкушение, что удивлений сегодня будет много. Местные же давно ничему не удивляются, спокойно объясняют, что чайки стали хуже голубей, и запахи местной помойки им давно приятнее речных ветров.

Не тюрьма

Первое, что узнаёшь — «Белый лебедь» не тюрьма, а исправительная колония (ИК). Для сотрудников разница принципиальная: в колонии осуждённые работают, а в тюрьме такой возможности нет. Всего в Пермском крае 37 исправительных учреждений и следственных изоляторов. Самый «богатый» колониями прикамский город — Соликамск. Здесь шесть колоний, как и в Перми. Но при соотношении площади городов и численности населения Соликамск, конечно, выиграет.

Белый лебедь (1)

Всего в России пять колоний для пожизненно осуждённых: «Чёрный дельфин» — самая большая колония из существующих на 1600 заключённых находится в Соль-Илецке Оренбургской области; «Вологодский пятак» на 505 мест, расположившийся в бывшем Кирилло-Новоезерском монастыре на острове Огненный Вологодской области; «Чёрный беркут» на 499 человек в пос. Лозьвинский Свердловской области; «Полярная сова» на 400 человек в пос. Харп Ямало-Ненецкого автономного округа; и наш «Белый лебедь».

«Здесь умирали трое суток»

«Белый лебедь» — это не просто колония для пожизненно осуждённых, это целый исправительный комплекс — ОИК-2 (объединение исправительных колоний), в который входят: строгий режим ИК-1, ТПП (транзитно-пересыльный пункт), две колонии-поселения (КП-3 и КП-8) и ИК-2 для пожизненно осуждённых. Всего «Белый лебедь» может вместить 962 заключённых различных категорий, для «пожизненников» здесь 300 мест, и сегодня они без трёх человек в полной укомплектованности, как здесь говорят: в лимите наполнения.

Белый лебедь (10)

История «Белого лебедя» берёт начало с Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря XVII века. В 1938 году советские власти превратили его в тюрьму. До сих пор на цокольном этаже, где находились два очень тесных карцера, видны несколько нацарапанных надписей. Одна гласит: «Здесь умирали трое суток. Но всё же не умерли. Крепитесь, товарищи». Именно здесь сидели писатель Варлам Шаламов и преподобный Кукша Одесский. В 1986-м изолятор в монастыре закрыли, но только в 1995 году монастырь заработал как монастырь. При реконструкции и прокладывании коммуникаций находили человеческие кости. Сегодня они схоронены в общей могиле у подножия храма. Очевидцы рассказывают, что сидевшие здесь тогда «по малолетке» сегодня приходят на службы помолиться. Часто говорят, что здесь до сих пор пахнет тюрьмой.

Белый лебедь (11)

«Белый лебедь», тогда ещё Усольский исправительно-трудовой лагерь», был образован весной 1960 года в соответствии с приказом Усольского ИТЛ МВД РСФСР, на базе Усольлага НКВД СССР, существовавшего с 1938 года. Тогда в Соликамск начали поступать политические заключённые. Ну, и конечно, в «Белый лебедь» были перевезены также некоторые узники Соликамского монастыря.

В 1980 году управление Усольлага возглавил будущий генерал-майор Василий Сныцырев. Можно сказать, что современный «Белый лебедь» создал именно этот человек. При нём колония из деревянных бараков стала поселением каменных строений с асфальтовыми дорожками и фонтаном на территории. Также при Василии Ивановиче в тюремном обиходе появилось понятие «развенчать» — так называли процесс перевоспитания «воров в законе», и в 80-х сотрудники колонии добились в этом деле серьёзных успехов. Лучший способ перевоспитания — труд, который «законникам» не положен по статусу. Самых матёрых преступников со всей страны отправляли именно в Соликамск, как и лучших специалистов ГУФСИН.

Трое в лодке

Название «Белый лебедь», по одной из легенд, связано с «ворами в законе» и ими же придумано — здесь была их последняя «лебединая» песня. Менее романтичная версия связана со способом перемещения пожизненных осуждённых по территории ИК: сильно наклонившись вперёд с закинутыми за спину руками. Сегодня вся территория колонии буквально усыпана изображениями лебедей: это и флюгер, и конструкции во дворе, и узоры на деревянных дверях, и даже на металлических решетках.

 

Белый лебедь (3)
Жилая камера
Медицинский и процедурный кабинет. Эта камера предназначена для установки капельницы заключённому, когда с него необходимо снять наручники
Медицинский и процедурный кабинет. Эта камера предназначена для установки капельницы заключённому, когда с него необходимо снять наручники

В феврале 1996 года Россия была принята в члены Совета Европы и подписала протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он отменял смертную казнь в мирное время. С августа 96-го смертные приговоры перестали приводить в исполнение. В том же году был принят новый Уголовный кодекс с пожизненным лишением свободы в системе наказаний, но смертная казнь так законодательно и не была отменена. Первых пожизненно осуждённых в Соликамск привезли только в 1999 году. Их было 24 человека. «Белый лебедь» существовал к тому времени уже 60 лет. На сегодняшний день количество «пожизненников» в ИК-2 увеличилось более чем в десять раз. И расти эта цифра будет ещё десять лет, пока для ряда осуждённых не подойдёт срок попросить у суда условно-досрочного освобождения. Оказывается, эта возможность появляется у преступника, отсидевшего 25 лет.

Белый лебедь (7)
Рабочая камера резчиков по дереву и изготовителей сувенирной продукции в момент проверки сотрудниками ИК
Белый лебедь (8)
Камерный бокс на две камеры. В каждой по трое пожизненно осуждённых. Макет выполнен заключёнными из хлеба. Хранится в местном музее

В ИК-2 находятся осуждённые за особо тяжкие преступления: убийцы, насильники, члены бандитских формирований, лидеры организованных преступных группировок. Если взять всё количество погубленных ими людей и разделить поровну, выйдет по шесть человек на каждого. Условия содержания этих преступников соответствуют международным стандартам — три человека в камере. И эти три человека плюс пара сотрудников колонии — вот все, кого может видеть пожизненно осуждённый до конца своих дней. Эта категория преступников слишком опасна и не может пересекаться с другими. Поэтому раньше заключённые нередко брали на себя вину в преступлениях, которых они не совершали, — поездка в суд была для них единственной возможностью «повидать мир». Сейчас таких признаний меньше, суды проходят дистанционно, посредством видеоконференцсвязи.

Спецкор «МВ» Анна Букатова берёт интервью у заключённого
Спецкор «МВ» Анна Букатова берёт интервью у заключённого

Продолжение следует…

Анна БУКАТОВА
Фото: Алексей ГУЩИН