Управление общественных связей Пермской городской думы отказало инвалидам с почечной недостаточностью в проведении пикета против политики, проводимой краевым минздравом в сфере гемодиализа. Речь о реорганизации «Центра диализа» на Яблочкова, 39. Пациенты считают, что закрытие реанимации и стационара в ЦД угрожает их жизни и здоровью. Подробности и точки зрения обеих сторон конфликта — в материале «МВ».
Об отказе в проведении пикета на своей странице в Facebook сообщил пермский активист Сергей Ухов. Организаторы подали заявку на его проведение у гостиницы Урал, где в эту субботу состоится большая конференция Российского диализного общества. Однако, по словам Ухова, в управлении заявили, что эта площадка будет занята под некое мероприятие Комитета молодежной политики. Взамен им предложили провести пикет в Саду камней у железнодорожного вокзала.
Как пояснили «МВ» в общественной организация инвалидов «Экология, здоровье, мы», которая подавала заявку на пикет, сейчас рассматривается возможность его проведения в другой день, поскольку площадка в Саду камней не устраивает организаторов.
Напомним, пациенты, нуждающиеся в регулярной процедуре диализа, считают, что реорганизация «Пермской краевой больницы № 3 «Центр диализа» на Яблочкова, 39 угрожает их жизни и здоровью, поскольку в процессе реорганизации центра закрываются реанимация и стационар. Все обращения пациентов по этому поводу отправляются в краевой минздрав, который и выступил идеологом и инициатором реорганизации еще при Ольге Ковтун, которая покинула пост министра в начале сентября.
В редакцию «МВ» обратились пациенты «Центра диализа». Это люди, на всю жизнь привязанные к аппарату «Искусственная почка», который удаляет из организма токсины и нормализует водный и электролитный баланс — то есть, делает то, на что способна любая здоровая почка. Но если почки отказали, на процедуру амбулаторного диализа приходится ходить через день всю жизнь.
Новость о том, что в «Центре диализа» закроют палату интенсивной терапии, а на освободившихся площадях разместят частное медучреждение, пациентов, которые многие годы выживают только благодаря ЦД, сразила наповал. Потому что процедура нередко заканчивается на реанимационном столе, помощь нужна сразу и квалифицированная.
— Раньше гемодиализ был на территории МСЧ №9, а реанимация была в другом конце больничного комплекса. Но даже при таком раскладе людей просто не успевали довезти туда, — рассказывает один из пациентов, пожелавший сохранить инкогнито. — Сейчас реанимация будет находиться в краевой больнице на Пушкина, и в экстренных случаях больных будут транспортировать туда. А это при лучшем раскладе полчаса дороги от Яблочкова. Кого-нибудь рано или поздно не довезут, люди просто будут умирать в дороге.
Эту проблему обсуждали в мае на собрании возмущенных пациентов, но их, похоже, не услышали. Реорганизация продолжилась. Практически весь коллектив «Центра диализа» перевели в краевую больницу, при этом, по словам бывших сотрудников, никаких документов о реорганизации они так и не видели.
Руководил реорганизацией главврач Пермской краевой клинической больницы (ПККБ)Анатолий Касатов. Он же и возглавил Центр диализа после увольнения главврача Олега Маслова. Последний, напомним, занял этот пост в 2015 году, сразу после назначения вице-премьера краевого правительства Ольги Ковтун на пост министра здравоохранения. По данным источников «МВ», Маслов тесно связан с семьей чиновницы. Основной его задачей на посту главврача было обеспечение реорганизации.
Она была фактически закончена 1 сентября, незадолго до увольнения Ковтун. Центр диализа объединили с ПККБ, чтобы создать в краевой больнице нефрологический центр, переведя туда стационар и отделение реанимации. Освободившиеся площади заняли новыми искусственными почками.
— Процедура проводится по ОМС, — рассуждает наш собеседник. — Но это немаленькие деньги. Каждая процедура стоит 5 500 рублей. проходить ее надо через день, три раза в неделю. Пациентов — триста человек. Итого цена вопроса — почти 20 млн руб. в месяц. Но зачем им увеличивать количество почек — непонятно. Ведь их и так хватает. На круглом столе замминистра здравоохранения Вадим Плотников (ныне — и.о. министра здравоохранения — «МВ») привел такую цифру: сейчас якобы 200 человек стоят в очереди на эту услугу. Но на самом деле нет никакой очереди. Такие пациенты не могут ждать, человек без диализа погибает в течение трех суток.
Помимо закрытия реанимации, пациенты переживают из-за закрытия стационара на Яблочкова.
— Я живу на диализе 22 года, — рассказывает один из пациентов. — И это только благодаря стационару. Если какая-то экстренная ситуация на диализе происходит, человек попадает сначала в реанимацию, а потом его отправляют в палату, восстанавливают, выясняют причины, пролечивают. И это очень бывает часто. Плюс необходимо проводить стационарную терапию каждые полгода. А теперь в Центре диализа будет так: человек заплатил 5 500, получил услугу гемодиализа, вышел из зала — и все, они за него больше не отвечают. Центр диализа открылся в 1990-м году. Не было ни стационара, ни реанимации. Потом задумались о том, что происходит — дольше десяти лет никто не живет, в чем причина? Было принято решение на базе госучреждения объединить реанимацию, экстренную лабораторию, диализ и стационар, как это прописано в законе. А сейчас минздрав действуют так, как будто этого закона вообще не существует.
Однако Анатолий Касатов считает, что Центр диализа в том виде, в котором он существовал до этого — нонсенс:
— Стационарного учреждения, специализирующегося только на почках, нет нигде в мире, это нонсенс. Нефрологический центр всегда находится в крупном многопрофильном учреждении, — заявил Анатолий Касатов в беседе с корреспондентом «МВ». — Болезнь почек необходимо вовремя выявить и начать адекватное лечение, чтобы не доводить до потребности проведения диализа. Заболевания почек в большинстве случаев — это осложнения других заболеваний. Для правильной постановки диагноза необходима работа команды специалистов – кардиологов, эндокринологов, сосудистых хирургов, и пр. Поэтому в краевой больнице создан нефрологический центр, включающий в себя амбулаторную службу, стационарное нефрологическое отделение и отделение диализа. Кроме того, в оказании экстренной помощи таким больным участвуют отделения санитарной авиации и реанимации. При необходимости к лечению привлекаются врачи всех отделений краевой больницы.
Поэтому было решено разделить нефрологическую службу и услугу искусственной почки пациентам, которые в ней нуждаются постоянно.
— Центр диализа никогда не занимался острыми больными, требующими экстренного начала диализной терапии. Они всегда были у нас (в ПККБ — «МВ»). Сейчас в краевой больнице открыта 41 койка в отделении нефрологии и 20 коек в отделении диализа, который оснащен 10 аппаратами искусственной почки. То есть количество коек не только не уменьшилось, но и увеличилось. Основная задача нефрологической службы —своевременно поставить правильный поставить диагноз, продлить естественное функционирование почки, и при необходимости ввести в диализ. Кроме того, обеспечить выполнение амбулаторного диализа. Пациенты с потребностью в экстренном проведении диализной терапии, госпитализируются в отделение реанимации краевой больницы. Ввод в диализ будет осуществляться в отделении диализа краевой больницы. А плановый диализ остается в ПКБ №3, на Яблочкова.
Также Анатолий Касатов опроверг сообщения о том, что отделение реанимации переедет в ПККБ. По его словам, на базе «тройки» будет сохранена палата интенсивной терапии.
«МВ» следит за развитием событий.