Пермь °
66
73,22
13.08.2019

Число платежных терминалов в Прикамье осенью может сократиться на треть

Терминалы располагаются в учреждениях торговли, офисных центрах, спортивных и развлекательных организациях. Платежные системы ориентированы на физических лиц, пользуются ими и малые, и средние предприятия.

Новые требования предписывают установить контрольно-кассовую технику в самом устройстве для приема наличных, либо присоединить к терминалу отдельный модуль. В большинстве работающих сегодня в регионе аппаратов для проведения платежей не предусмотрена опция подключения дополнительного оборудования.

Кто пострадает

Как рассказал ведущий специалист одной из платежных систем на условиях анонимности, в цепочке работающих с платежными терминалами – четыре звена. Агент – владелец конкретного терминала, системный оператор – владелец франшизы платежной системы, расчетное банковское учреждение и провайдер – поставщик каналов связи для платежей.

Новые правила бьют по трем участникам процесса. Владельцу терминала нужно озаботиться «железом», оснастить свое имущество дополнительным гаджетом, а системному оператору и банку предстоит серьезно подправить программное обеспечение и по новой выстроить взаимодействие с ФНС. «Затраты предстоят серьезные», – отметил специалист.

Нововведения поставили основных операторов платежных систем перед выбором: либо вкладываться в модернизацию устройств, либо сократить зону распространения. Происходить это будет прежде всего за счет малорентабельных точек оплаты.

«Да, администрирование со стороны тех же налоговиков, подразделений финмониторинга, Роспотребнадзора упростится. Только в итоге сами финансовые услуги могут стать менее доступны для граждан. Особенно для живущих вне мегаполисов. Уже сейчас в сельских территориях к платежным терминалам нередко выстраиваются очереди. Пополнить счет на телефоне, провести очередной платеж по кредиту и за коммунальные услуги. Кроме местных жителей, от благ цивилизации отсекают и дачников. Мобильный интернет, не говоря уж о широкополосном, есть далеко не на всей территории Пермского края», – говорит председатель СНТ «Строитель» Владимир Гусев.

Цена вопроса

Такая глобальная модернизация, да еще в сжатые сроки (ожидается, что новые правила заработают уже в октябре этого года), недешево обойдется владельцам бизнесов по предоставлению платежных услуг. Могут быть введены дополнительные комиссии с каждой транзакции, проведенной через терминал.

В Пермском крае, по данным на начало 2019 года, работает порядка 1,5 тыс. банкоматов и платежных терминалов. Последние в основном функционируют в системах Qiwi, Western Union, Terminal-Pac, Anelik и Элекснет. Суммарно речь идет о 700 – 800 устройствах (информация собрана на основании анализа сайтов платежных операторов). Большая перенастройка обойдется, по оценкам специалистов, не менее чем в 5 тыс. руб. на каждый модернизируемый терминал. Вырастут издержки и на обслуживание обновленных точек платежей в будущем.

Кому выгодно

По словам налогового консультанта Алексея Анварова, в последние два года государство последовательно берет под контроль практически все транзакции граждан. «В зоне особого внимания – так называемые внебанковские платежи и переводы. Налоговики, приставы и иные спецслужбы хотят заглянуть и в электронные кошельки россиян. Мотивация здесь очевидна: это и поиск денег должников, и оптимизация налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, борьба с терроризмом. Есть и политические вводные», – говорит эксперт.

Выиграют и банки – сокращенные терминалы смогут заменить банковские услуги, которые будут предоставляться через сеть розничной торговли. Такие услуги уже разрабатываются в банковской системе – это кешаут, когда наличные можно будет снять прямо в магазине, где есть устройство безналичной оплаты товаров. По словам экспертов, в торговых точках можно организовать и прием платежей.